Обзор Assassin’s Creed Odyssey


Еще недавно игры серии Assassin’s Creed выходили ежегодно, а игры-то огромные! Не успеваешь одну пройти, как уже другая в спину дышит. Поэтому двухлетний перерыв перед выходом «Истоков» многие восприняли с облегчением. Но вот прошел еще год, и «Одиссея» — тут как тут. Давайте посмотрим, пошло ли количество в ущерб качеству.

Не стоит волноваться насчет возвращения конвейера: Ubisoft просто дуплетом выпустила две игры, в первой из которых внедрила новые механики, а во второй — развила их и обкатала. Дальше серия опять возьмет паузу, чтобы потом — как мы надеемся — показать еще что-нибудь новенькое.

Уже «Истоки» сделали немало шагов в сторону жанра RPG, добавив в игру систему прокачки и ранжировав противников по уровню развития. «Одиссея» пошла еще дальше: в серии дебютировали возможность выбора пола главного героя и вариативность в диалогах и квестах.

Независимо от гендерной принадлежности, у персонажей будет одна и та же предыстория. Более слабого, как водится, скинут со скалы во младенчестве.
Выбор героя чисто эстетический: в игровой древней Греции царит полное равноправие полов. Повзрослев, герой превратится в «мистиоса», что можно перевести примерно как «элитный наемник». То есть он еще никакой не ассасин: игровые события происходят до «Истоков», охватывая период так называемой Пелопонесской войны. А это четыреста с лишним лет до нашей эры.

Война эта точилась между Афинами и Спартой и завязалась в первую очередь из-за политических разногласий. Афины выступали за демократию, Спарта — за олигархию, плюс культурные ценности обеих сторон заметно отличались. Результатом стал двадцатипятилетний конфликт, в котором нас как раз и приглашают поучаствовать.

На Xbox One X и PS4 Pro игра выглядит куда лучше, чем на обычных Xbox и PS4. На младших консолях порой будут видны подгрузки текстур и объектов прямо «на лету».
Ровно как в старом добром «Скайриме» игровая карта разбита на провинции, каждую их которых хочет прибрать к рукам одна из воюющих сторон. Герой наш по происхождению спартанец, но, с другой стороны, родина не то что бы очень хорошо к нему отнеслась… Словом, в какую сторону воевать — решать вам. Время от времени тут и там будут вспыхивать стычки двух армий, и игрок волен поддержать ту или иную сторону.

Можете определиться с выбором раз и навсегда или же всякий раз вступаться за того, кто предложит более ценную награду. Как сказал один из ключевых персонажей игры, от быстрых войн никакой выгоды. Вписываясь всякий раз за атакующих вы всегда будете щеголять в легендарных доспехах и бряцать лучшим оружием. А потом, когда провинцию захватят, можете сами же снизить влияние новой власти путем устранения политиков и уничтожения стратегических запасов, а потом снова захватить ее же — уже под другими знаменами, зато снова за награду.

Гражданская война — это штука второстепенная. В основе сюжета лежит история о семье главного героя, где царят хитросплетения почище санта-барбарских.
Историю «Одиссеи» недаром сравнивают со «Звездными Войнами»: то и дело оказывается, что кто-то чей-то отец, кого-то разлучили в детстве и не давали общаться, а кто-то пошел по кривой дорожке, но его еще не поздно вернуть назад. Разборки ведут родственники, а страдает вся далекая Галактика, или, в нашем случае, древняя Эллада.

Постепенно в сюжете появляется и таинственный заговор, который плетет некий Культ Космоса. Его члены прячутся под масками и вычислить их всех (а потом устранить) — тоже одно из развлечений, которого хватит на всю игру. Для этого надо собирать документы, свидетельские показания и прочие наводки.

По мере того, как вы будете совершать подвиги и нервировать действующую власть, по вашу душу начнут посылать наемников. Они видны на карте, так что можно их избегать, или наоборот — выслеживать, когда достаточно прокачаетесь. Но есть от них и другая неожиданная польза: их можно стравливать с другими сильными противниками. Есть у вас, к примеру, задача на устранение очень легендарного кабана. Дождитесь, пока за вами кто-нибудь увяжется, и приводите в логово зверя. Кто бы ни победил в схватке, вам останется только добить второго, уже подраненного.

Игровых механик разработчики тут собрали воедино и вправду очень много. Кроме того, в игре есть и исследование пещер, и задания на время, которые можно получать на досках объявлений, и случайные встречи, и интересные побочные квесты. Причем порой даже более интересные, чем основная сюжетная ветка, которая все-таки ну слишком уж клишированная. В попытках наделать как можно больше внезапных сюжетных поворотов, сценаристы добились скорее обратного эффекта: когда вы про себя хихикаете «ну вот, после этого теперь еще только того-то и того-то не хватает», а тут бац — случается ровно то, что вы только что считали своей удачной шуткой.

Вариативности в ходе основного сюжета считайте что и нет. Даже если в диалоге есть выбор вроде «разойтись миром» или «полезть в драку», они все равно приведут к одному и тому же результату.
Если по сценарию рано убивать определенного персонажа, то даже если вы проявите агрессию, он вас либо проигнорирует, либо прямо в ролике вырубит одним ударом и уйдет. И наоборот: если вы не захотите начинать важную сюжетную драку, то ее начнут за вас.

То ли дело побочные истории, которые порой аукаются весьма неожиданно. Позволим себе спойлер буквально из самого начала, где жрецы хотят вырезать и сжечь деревеньку, предположительно охваченную чумой. Если вы как благородный рыцарь кинетесь спасать невинных жителей — спустя некоторое время узнаете о том, что чума выкосила население острова едва ли не под корень.

Впрочем, выбор в диалогах как минимум позволяет отыгрывать роль. Персонаж прописан не очень жестко, и вы можете себе позволить быть добрым и благородным, или наоборот — циничным и злым. Хотите — идите по пути Ведьмака, когда все добрые услуги должны быть оплачены. Хотите — решайте проблемы словом, а не мечом. Собственно, даже в схватках можно действовать нелетальными методами и оглушать противников вместо убийства. А потом убеждать присоединиться к вашей команде, чувствуя себя древнегреческим предком Биг Босса.

Имеются в игре и любовные интрижки, хотя весь секс будет оставаться за кадром. Пол героя и любовника при этом значения не имеет — хоть мальчик с мальчиком, хоть девочка с девочкой. Впрочем, древняя Греция и правда славилась подобной свободой нравов.

А еще у разработчиков оказалось очень неплохо с юмором. Очевидным образом в игре есть навык «спартанский пинок», который отшвыривает противника спиной вперед и наносит дополнительный урон, если тот при этом куда-то свалится. Пинать, причем, можно не только людей, но и зверей: отлетающая от сапога туша полутонного кабана не может не привести в первобытный восторг.

Кстати, если во время карабканья по каменным статуям вы попытаетесь ухватиться за гениталии, персонаж сначала попробует отказаться в духе «не стоит туда лазить… Но потом все-таки со вздохом подчинится.
Для любителей истории тут, разумеется, хватает интересных мест — и по Парфенону можно побегать, и по храмам многочисленных богов. Из исторических личностей засветились Геродот, Сократ, Перикл и даже царь Леонид, которому главгерой разумеется приходится внуком (или внучкой). Помните же, что это игра про семейные интриги?

Что заметно бьет по восприятию, так это постоянное преувеличение героями масштаба событий. Скажем, главный герой регулярно повторяет, что никогда не покидал свой родной остров Кефалония. Но там того острова — пешком за полчаса обойти. Как он умудрился вырасти профессиональным наемником, если там всего полторы деревни, гора да немного леса? Когда нужно сплавать на соседний остров, персонажи очень волнуются, как бы путешествие не вышло долгим и опасным, а Посейдон был милостив и не наслал штормов. Эй, до острова — около ста метров, вон его берег видно! Вплавь за две минуты расстояние преодолевается, вы чего?

Но мы ж в «Ассасинов» не ради исторической достоверности играем, правда? Да и сюжеты уровня Дэна Брауна для серии стали уже традицией: тайные общества, заговоры, темная альтернативная история, где могучие технологии были утрачены нашими далекими предками… Всю эту лапшу можно ненавязчиво пропускать мимо ушей, получая удовольствие от антуража, игрового процесса и самой возможности побродить по древней Греции, которая еще не лежит в руинах.

Необходимость прокачиваться делает продвижением по игре неспешным: если мчаться вперед галопом, вы очень скоро наткнетесь на слишком высокоуровневых для вас противников, с которыми ничего не сможете сделать. Игра буквально заставляет вас выполнять побочки и участвовать в войне, перед тем, как браться за следующий этап саги о родственниках.

Наверное, ни для кого не станет удивительным заявление, что игра очень напоминает третьего «Ведьмака». Режиссура и сюжеты, впрочем, тут совсем не «ведьмачьи», но, тем не менее, игре есть что рассказать и показать. В древней Элладе жилось совсем даже не скучно, попробуйте — и убедитесь.

А как отреагировали на Odyssey вы? Захотели поиграть в «Ассасина» впервые за долгое время? Или, наоборот, возмутились настолько, что даже не дадите игре шанса?